Для нормальной работы двигателя через определенный километраж необходимо менять моторную смазку. Производители машин указывают допуски моторных масел – определенные критерии выбора. Она должна сохранять обволакивающие свойства в определенном температурном диапазоне, чтобы снижать силу трения. Масло важно выбрать под эксплуатационные условия.
Далеко не все автомобилисты ориентируются в широком ассортименте, представленном производителями разных стран. Чтобы разобраться в классификации смазочных материалов, желательно понимать, по каким критериям они оцениваются, что обозначают буквы и цифры на этикетке – для удобства смазочные жидкости маркируются по общепринятой системе, разработанной Американским институтом нефти.
Содержание
Выбор моторного масла
Через определённый пробег любая смазка стареет, в ней накапливаются плотные соединения:
- остатки продуктов сгорания топлива;
- компоненты присадок;
- ржавчина;
- микрочастицы металла.
Выбрать структуру смазки под тип двигателя – несложная задача. Она подразделяется:
- на дизельную;
- универсальную;
- масло для газовых и бензиновых моторов.
Сложнее определиться с вязкостью. Это главная характеристика. Производители, рекламируя свойства своих продуктов, перечисляют возможности моторной смазочной жидкости:
- степень защиты от износа (высокая, средняя);
- смазывающую способность – ее тестируют несколькими способами;
- сочетаемость с другими смазками;
- стойкость к старению (ухудшению свойств).
В зависимости от сырья, она по-разному реагируют на изменение температуры: загустевают на холоде, становится слишком жидкой, не способной к образованию пленки, при нагревании. У каждого типа моторного масла существует свой рабочий диапазон. Он указывается буквенно-числовым символом.
«w» есть на этикетках смазки для зимнего периода, это первая буква английского слова «зима» (winter). По Международной классификации SAE выделяют 6 зимних типов масел и 5 летних. Числовой показатель указывает, при каких температурах работает смазка. Существует таблица значений для каждого. Межсезонные смазки обозначается двумя числовыми показателями: сначала идет зимний индекс вязкости, после «W» – летний. Вязкостью называется коэффициент сопротивления смазки силе сдвига. Зимний индекс определяется при температуре среды 0°F (шкала Фаренгейта), это соответствует -17,8 C. Летний – при +212°F, это максимальная температура работающего на всю мощность двигателя.
Помимо этих характеристик производители указывают органическую основу. Это может быть:
- минеральное (полученное при перегонке нефти);
- крекинговое (подразумевает многоступенчатую переработку нефтепродуктов);
- синтетическое (из летучих углеводородных компонентов, считается самым универсальным);
- полусинтетическое (смесь минеральной или крекинговой основы с синтетикой).
Популярная смазка 10w30
Для большинства двигателей машин среднего класса автовладельцы приобретают моторное масло 10w 30.
Это универсальная смазка, допустима в бензиновых и газовых ДВС (двигателях внутреннего сгорания), дизельных безтурбинных агрегатах, работает в широком температурном диапазоне.
Полусинтетическое моторная смазка делается на минеральной или крекинговой основе с добавкой 20% синтетического.
Вязкость смазки подразумевает скорость поверхностного растекания по деталям, плотность скользящей пленки. От этих двух параметров напрямую зависит срок эксплуатации двигателя. Чтобы понять, почему моторное масло SAE 10w30, так популярно, разберемся с этикеткой.
Подробная расшифровка:
- SAE – указатель того, что смазочная жидкость относится к классу SAE по Международной классификации;
- 10w30 – показатель универсальности, смазку можно использовать и зимой, и летом;
- 10w – зимний показатель вязкости, с таким можно запускать двигатель при температурах от – 20°C и выше;
- 30 – летний индекс, соответствует рабочей температуре масла до +20°C.
Итак, масло SAE 10w30 будет круглогодично иметь необходимый уровень вязкости в климатических условиях средних широт.
Преимущества и недостатки
Моторное масло SAE 10w30 бывает разной основы: минеральное и полусинтетическое. Для автомобиля лучше выбирать второе, у минерального способность к запустеванию проявляется сильнее. Качество смазки производители полусинтетики улучшают добавками. Разновидность присадки должна быть на этикетке. Необходимый индекс вязкости также достигается добавлением до 20% синтетического масла. В нем совсем нет парафинов, потому что оно синтезируется из коротких газообразных углеводородов.
Достоинства моторного масла SAE 10w30:
- его можно использовать для дизельных и бензиновых электрогенераторах разного типа от промышленных до бытовых;
- он применим для двигателей, работающих на природном газе;
- рассчитан на ДВС легковых автомобилей и грузового транспорта средней мощности;
- его заливают в многоступенчатые моторы, имеющие турборежим подачи топлива;
- не теряет свойств при длительной работе в городском режиме с частым, переключением коробки передач, работе двигателя на холостых оборотах;
- сохраняет необходимую вязкость в большом диапазоне температур : от -20 до +20 C;
- сокращает расход топлива на 2%;
- отпадает необходимость сезонной замены масла.
Специалисты рекомендуют заливать универсальное моторное масло SAE 10w30 в машины с пробегом, составляющим не менее ¼ эксплуатационного ресурса нового двигателя, когда процесс притирки деталей закончится.
К недостаткам можно отнести высокую вязкость при низких температурах. В период сильных холодов при запуске важно соблюдать режим разогрева, иначе детали двигателя могут выйти из строя из-за большой силы трения. Испортится смазка: в нем образуется нагар из парафиновых компонентов.
Как выбрать правильное масло
Если смазка по допускам соответствует двигателю, то при ее использовании эксплуатационные характеристики двигателя улучшаются:
- увеличивается мощностной ресурс ДВС и дизелей;
- снижается износ деталей двигателя;
- улучшаются ходовые характеристики;
- снижается объем вредных выбросов;
- не нарастает нагар в люфтовых местах;
- увеличивается пробег между заменами масла.
При покупке масла лучше ориентироваться на крупных производителей: Mobil, Nestle Turbo LXE, LIQUI MOLY. Приобретать моторную смазку лучше в специализированных магазинах. Чтобы обезопасить себя от фальсификата, полезно знать основные признаки контрафакта:
- пробка на канистре хлябает или прокручивается, ободок плохо закреплен, края у него неровные;
- потрепанная исцарапанная этикетка говорит о вторичном использовании упаковки;
- нечеткое качество печати, размытость шрифта говорит о подделке, можно потереть этикетку: если она сделана на принтере, размажется;
- если емкость сделана из твердого или грубого пластика, от покупки лучше отказаться.
При соблюдении этих правил можно себя обезопасить. По статистике, порядка 40% всех смазочных жидкостей, продаваемых на рынке, не соответствует заявленному качеству или является фальсификатом. Минеральное масло отличается от синтетики по цвету – темное не бывает высокомарочным и качественным.
Только покупка настоящей качественной смазки поможет двигателю работать в нормальном режиме, без избыточного трения. А чтобы сэкономить финансы, можно остановить свой выбор на моторном универсальном масле SAE 10w30 от ведущих производителей.