Моторное масло: особенности синтетики и полусинтетики

Работа двигателя напрямую зависит от качества моторной смазочной жидкости. Производители предлагают масло с различными эксплуатационными свойствами. Выбор смазки производится по типу двигателя, погодным условиям.Синтетика или полусинтетика Основной рабочей характеристикой считается вязкость – способность образовывать на поверхности деталей пленку. Этим отличаются синтетические от полусинтетических масел. У каждого есть свои недостатки и преимущества. Существенная разница в стоимости объясняется способом получения. Смазочные жидкости различаются по химическому составу, он определяет способность масел сохранять смазывающие свойства при изменении температуры, в процессе работы двигателя.

Работа смазки ДВС

Смазка двигателя
Система смазки двигателя моторным маслом

В двигатель смазочная жидкость поступает во время запуска, обволакивает металл со всех сторон, проникает во все узлы. Во время работы мотора непрерывно циркулирует. Функции ГСМ:

  • существенно снижает силу трения соприкасающихся деталей, их поверхность не идеальная, всегда есть небольшие задиры;
  • снижает риск прорыва газов из камеры сгорания – выравнивает дефекты, заполняет пустоты (со временем поверхность цилиндров, поршней снашивается);
  • предохраняет металл от коррозии, служит защитой, образует лаковую пленку – нерастворимый налет углеводородов;
  • является теплоносителем – отводит избыточное тепло;
  • смывает гарь, сажистые компоненты сгорания топлива.

Присадки, входящие в состав, нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе работы. На канистре масла указывают щелочное число TBN. Для двигателя, работающего на бензине, выбирают смазки с показателем 8 или 9, для дизелей – от 11 до 14. Присадки, которые увеличивают степень сжатия смазки, обеспечивающие прочность к деформации сдвига, со временем разрушаются. Способность смазки сохранять свои свойства после срока эксплуатации определяют по кислотному числу TAN (чем оно ниже, тем лучше). Моторная смазка работает в «рваном» режиме: при контрасте температур. Подвергается воздействию продуктов сгорания, частиц топлива, они неизбежно попадают в смазку, окисляется.

Достоинства и недостатки синтетики

Главным отличием синтетики от полусинтетики считается гомогенный состав. Масло получают путем синтеза углеводородов. По химическому строению оно состоит из прямых коротких цепочек, они не сворачиваются в клубок при охлаждении, не меняют структуры при нагреве. Смазочную жидкость создавали для авиационных моторов и гоночных болидов.

Достоинства синтетики:

  • длительное время не теряет свойств, способно работать до 30 тысяч пробега (сохраняют термоокислительную стабильность);
  • не испаряются, не выгорают, снижается расход на угар;
  • отлично растворяет продукты горения;
  • работает в широком температурном диапазоне;
  • обеспечивает быстрый запуск на холоде;
  • снижает износ поршневого блока;
  • экономит топливо (до 20%).

Смазка используется в сложных условиях, при длительных нагрузках. Рекомендуется для движков с турбонаддувом, его предпочитают любители быстрой езды. В синтетику добавляют минимум присадок. Единственным и существенным недостатком такого масла считают высокую стоимость, она в разы выше, чем у минерального состава и полусинтетики.

Достоинства и недостатки полусинтетики

После минеральной смазки полусинтетику заливают без промывки двигателя. После него можно смело заливать летнюю минералку. Полусинтетические моторные масла – это смесь синтетического (от 20 до 60% объема) и минерального, плюс щелочные и вязкие присадки. В эту же категорию производители причисляют гидрокрекинговые жидкости. Это продукты глубокой переработки нефти, она очищается от парафиновых компонентов. В процессе крекинга тяжелые углеводороды с длинной ветвистой цепочкой распадаются на мелкие. Вязкость такого масла не сильно изменяется при нагреве и охлаждении.

синтетика и минералка

Минеральная основа – самая вязкая. Ее химический состав определяет качество исходного сырья. Получают ее путем возгонки нефти. Она отлично заполняет зазоры в изношенных двигателях, но слишком густая для новых моторов. Основной минус – молекулы при охлаждении сворачиваются в клубок, вязкость смазки становится критичной, двигатель способен выйти из строя. Минеральное масло быстро испаряется, окисляется. Добавка синтетики помогает сохранить рабочие свойства. Нет стандартов, устанавливающих соотношение синтетики и минерального в смазке.

Читайте также:  Можно ли смешивать синтетическое и полусинтетическое моторное масло

Чтобы понять разницу между синтетическим и полусинтетическим маслом, приведена сравнительная оценка основы смазки:

  • минеральная, продукты прямой перегонки нефти (I и II группы вязкости) – 100%;
  • гидрокрекинговая (III) –200%
  • полиальфаолефиновая синтетика (IV) – 300%;
  • эстеровая синтетика (V)– 500%.

Сочетанием разных основ получают смазку с заданными эксплуатационными свойствами. Добавка синтетики в минеральную основу помогает:

  • увеличить степень защиты от износа;
  • снизить расход топлива;
  • продлить между сменный пробег;
  • добиться оптимального температурного режима текучести;
  • уменьшить испаряемость.

Полусинтетические масла пользуются спросом, легко подобрать смесь с любыми рабочими характеристиками.

Вязкость

Понять, в чем разница синтетики и полусинтетики поможет индекс вязкости. Это показатель, характеризующий изменение густоты в зависимости от температуры. Чтобы обеспечить вращение коленвала стартером, смазка должна обладать текучестью и способностью задерживаться на поверхности детали. Только в этом случае создается молекулярный слой нужной толщины. При высокой вязкости плёнка становится слишком толстой, при низкой масло скатывается с поверхности.

Для минеральной основы без присадочных добавок индекс вязкости колеблется от 85 до 100. Добавка синтетики повышает показатель до 120–150. У синтетики индекс вязкости в районе 200. По международной системе SAE, разработанной сообществом автомобильных инженеров европейских стран, смазки делят на зимние (после числа стоит буква W), и летние (только цифра). Двойным символом маркируют универсальные. Ноль соответствует +25°С. Минимальная рабочая температура зимних смазочных жидкостей:Минимальная рабочая температура зимних смазочных жидкостей

Рабочая вязкость определяется производителями экспериментальным путем. Разработчики для улучшения свойств смесей используют вязкие присадки.

Совместимость масел

Смешивание моторных маселКогда нет нужной марки масла, автовладельцы вливают в моторы миксы из синтетики и полусинтетики. Такие эксперименты не всегда удачны. Специалисты дают несколько рекомендаций:

  • для смесей используют смазки одной фирмы, в них основа схожего химического состава, одинаковые присадки;
  • сочетаются смазки одного класса, группы вязкости, класс смеси всегда ниже, чем у исходных компонентов;
  • при переходе от одного бренда к другому проводится тест на сопоставимость жидкостей;
  • для миксов выбирают распространенные бренды, придерживающиеся международной классификации и стандартов;
  • испытания смеси проводят при умеренной нагрузке.

В каждой смазке индивидуальный набор присадок, это необходимо учитывать при смешивании. Как отличить сочетаемые масла от несопоставимых? Только экспериментально. Небольшую порцию смеси нагревают до температуры испарения. Образование осадка или вспенивание – тревожный сигнал, микс из жидкостей повредит двигатель. Такое масло необходимо менять раньше, чем обычное.

Так все же, какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика

Возможности синтетического масла намного шире, оно сохраняет параметры вязкости при повышении и понижении температуры. Для обкатки двигателя производители советуют использовать синтетику. На деталях образуется тонкая и прочная лаковая пленка, лучше выравниваются поверхности, снимается остаточная стружка.

Для машин с большим пробегом нужно более вязкая смазка, она образует толстую пленку, заполняет люфт между истертыми деталями. Полусинтетика на ощупь кажется маслянистее, она хуже растекается по бумаге, на цвет всегда светлее.

Масло подбирают с учетом:

  • возраста машины;
  • режима эксплуатации (синтетика надежней для длительных поездок, большой нагрузки);
  • рекомендаций производителя.

При выборе масла ориентируются на щелочной показатель. Важно учитывать градус вспышки и плотность жидкости. Однозначного ответа на вопрос, какое масло лучше, синтетика или полусинтетика, эксперты не дают.

Ссылка на основную публикацию