Масло М10Г2К, проверенное временем

Моторное маслоСреди смазочных жидкостей для дизелей большегрузных машин масло М10Г2К занимает устойчивые позиции на протяжении 40 лет. Этот отечественный продукт, разработанный для автотракторных дизелей, нередко называют «маслом в КамАЗ». Технология производства соответствует ГОСТ-8581-78. Стандарт действующий, оптимизирован под современные условия.

На этикетке помимо «М10Г2К» производители указывают символы международной классификации. Об особенностях смазки, ее эксплуатационных возможностях в небольшом обзоре представлена полная информация.

Технические характеристики

Прежде, чем говорить о рабочих параметрах смазочной жидкости, несколько слов о химическом составе. Минеральная основа масла М10Г2К – микс двух фракций нефти.

Первая – продукт прямой очистки. Нефть нагревают, ступенчато избавляют от тяжелых фракций, сложных парафинов и оксидов металлов. При перегонке нефти в ней остаются тяжелые углеводороды, имеющие длинные разветвленные молекулы.

Вторая фракция – дистиллят. Нефть нагревают до температуры испарения, затем охлаждают. Конденсированные после возгонки легкие углеводороды улучшают качество смазочной жидкости – снижается концентрация тяжелых углеводородов. Способность образовывать защитную пленку у дистиллята низкая.

«Узкое» место основы – склонность к расслоению при минусовых температурах. Для улучшения эксплуатационных свойств в микс вводят комплекс присадок:

  • антиокислительные, они повышают щелочной индекс, нейтрализуют кислоты, образующие при сгорании топлива, препятствуют образованию пробок в двигателе (расщепляют образовавшийся шлам);
  • антикоррозионные, стабилизирующие смазочную жидкость, сохраняющие рабочие свойства в течение времени;
  • диспергирующие, электролизуют тяжелые молекулы, благодаря прилипшим ионам, тяжелые углеводороды равномерно распределяются по объему.

Несколько важных технических характеристик

Индекс вязкости 95, соответствует классу SАЕ 30, определяет критическую температуру разогрева смазочной жидкости. При +40°С масло станет слишком жидким, будет скатываться с деталей.

Плотность у смазки средняя – 0,89, в пределах показателя для масел класса SАЕ 30.

Температура вспышки 241°С, среднее значение.

Щелочное число (ТВN) – 7, количество молекул КОН (едкий калий) в одном грамме масла.

Класс кинематической вязкости – 10, характеризует способность смазки образовывать защитную пленку при 100°С, соответствует скорости образования слоя от 9,3до 11,5 мм2/с.

Температура замерзания основы -18°С, с присадками снижается до -24°С.

Важные особенности М10Г2К

  1. Смазка относится к категории летних. Запуск двигателя ниже -5°С может привести к его поломке, масляный насос не справится с нагрузкой. Хотя техника заводится и при более низких температурах, двигатель при запуске испытывает перегрузки, рабочий ресурс дизеля сокращается.
  2. Сульфатная зольность высокая – 11,15%, смазочная жидкость не рассчитана на сажевый фильтр. Он быстро забьется, это раз. Вязкость смазки снизится, это два. Пленка будет не такой плотной.
  3. При смене масла необходимо учитывать, что у продукта 4 степень класса потенциальной опасности. Концентрация вредных летучих веществ высокая, высокий риск отравления.
Читайте также:  Минеральное моторное масло

Сфера применения

Тип двигателей, для которых предназначено моторноемасло М10Г2К, определяется по маркировке. Что означает буквенное обозначение, расшифровка:

  • «Г2» соответствует «С» по классификации API – смазочная жидкость для дизелей (по ГОСТ она предназначена для моторов, работающих под нагрузкой, способствующей образованию высокотемпературных отложений);
  • «К» определят тип дизеля, соответствует «СС» по классификации API – дизели устаревшего класса с повышенной компрессией, не имеющие сажистого масляного фильтра, работающие на топливе с большим содержанием серы.

Масла АРI обеспечивают высокий уровень защиты от нагара. Смазка подходит для форсированных дизелей с турбонаддувом и без него. Разрабатывалась смесь для автотракторов и сельхозтехники с ТНВД (топливный насос высокого давления). Смазка предназначена для снижения гидравлической нагрузки на детали. Образует толстую пленку, часто используется в тяжеловесной технике (ЗИЛ, КамАЗ), стационарных подъемных механизмах, генераторах, насосах большой мощности.

Какое масло выбрать

На прилавках можно увидеть смазочную жидкость марки М10Г2К нескольких компаний. Она различается присадками, качеством. По ГОСТ различают:

  • высший сорт, соответствующий техническим характеристикам, указанным в статье;
  • продукт первого класса, температура замерзания основы -17°С, сажистость выше, чем у высшего сорта.

Основные производители:

  • Газпромнефть используют качественные присадки от европейских производителей, смазка представлена в двух модификациях: «Люкс» с хорошими очищающими свойствами и «Ойл Райт» для форсированных двигателей;
  • Лукойл выпускает лучшее масло М10Г2К, превышающее требования ГОСТ, его можно использовать в мощных бензиновых моторах;
  • Нафтан (Белорусия), пользователи отмечают, что качество присадок не на высоте;
  • Агринол (Украина), раскручиваемый бренд, нареканий на смазку в соцсетях не найдено.

Под моторное масло М10Г2К мелкие производители выдают сырую основу с минимальным набором присадок или вообще без них. Такую смазку наливают в стеклянную банку, охлаждают. Если жидкость расслоилась, стабилизирующих присадок в смазке нет.

Ссылка на основную публикацию