Каждая машина любит своё масло

Подбор моторного масла по автоПро энергичных, активных людей окружающие часто говорят, что у них вместо сердца пламенный мотор. Значит в случае с автомобилями можно сказать наоборот. В обоих случаях, чтобы орган и агрегат не доставляли хлопот, хозяину необходимо проявлять к ним заботу:

  • Снабжать качественными эксплуатационными материалами – продуктами;
  • Следить за здоровьем – проводить диагностику, ежедневное обслуживание.

Важнейшим условием качественной эксплуатации двигателя – пламенного сердца автомобиля, является циркуляция в нем правильно подобранного моторного масла. Во многом от него зависит срок службы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и эксплуатационные качества транспортного средства.

Рекомендации автопроизводителей

Практически все автовладельцы знают, что регулярная замена масла гарантирует мотору работу без повышенных нагрузок трения в нормальных температурных режимах и оберегает трущиеся поверхности от повреждений. Но мало кто знает, что многое зависит от качественных показателей горюче смазочных материалов (ГСМ) и их совместимости с деталями ДВС. Все автопроизводители при разработке моторов, тщательно подбирают моторные масла по составу, потому что от этого зависят основные характеристики агрегата. В итоге исследований и испытаний определяются смазочные материалы, которые лучше всего подходят к конкретной модели автомобиля. Автовладелец может ознакомиться с рекомендациями производителей, почитав руководство по эксплуатации.

Бирка под капотомНа некоторых машинах под капотом можно найти наклейку с рекомендованным к заливке маслом и отметку сервисного центра о выполненной замене. Это делается для того, чтобы водитель знал, что можно доливать. Ни в коем случае, не рекомендуется мешать ГСМ от разных производителей – это может привести к тому, что все положительные свойства основного масла будут нивелированы добавленным, и наоборот, вследствие несовместимости их составов. Если нет возможности приобрести доливку нужной марки и состава, то рекомендовано слить старое масло и залить новое правильно подобранное по vin номеру автомобиля или его характеристикам.

Типы смазочных материалов для двигателя

Чтобы не ошибиться с выбором масла, надо разбираться в составе и классификации ГСМ. Начнем с того, что существует 3 основных типа смазочных материалов для ДВС. Они постепенно появлялись по мере совершенствования технологий нефтепереработки и научного развития. На основании появления новых смазок можно проследить, как проходила эволюция моторного масла:

  1. Минеральное. Основой всех ГСМ является нефть. В результате ее переработки и очищения получается минеральная смазка – это натуральный продукт без дополнительных примесей и добавок. Его качество зависит от состава нефти, методики переработки и способа очистки. Изначально во все машины заливалась «минералка». Она выполняла одну непосредственную функцию – смазывания трущихся деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ). Поэтому у всех автолюбителей были схожие проблемы с запуском двигателя при низких температурах, закипание при высоких температурах. При резких перепадах температур смазка утрачивала свои эксплуатационные свойства. Поэтому использование минерального моторного масла для высокооборотистых современных ДВС крайне нежелательно. Пробег автомобиля на «минералке» между заменами, крайне маленький:
  2. Синтетика. Развитие моторостроения диктовало новые требования к смазочным материалам. Поэтому перед химиками была поставлена задача создать смазку, способную одинаково хорошо работать при высоких и низких температурах на различных оборотах и способных обеспечивать эксплуатационные свойства при пиковых нагрузках. Плюс к этому синтетическое масло должно обладать моющими свойствами для удаления с поверхностей цилиндров, поршней, колец и других элементов ДВС нагара и грязи попавшей внутрь вместе с воздухом. В итоге получился продукт полностью противоположный «минералке». В «синтетике» не используются натуральные материалы. Ее состав содержит только синтезированные неорганические вещества. Такие присадки при взаимодействии с изношенными резиновыми и пластиковыми конструкционными элементами двигателя наносят им еще больший ущерб, разрушая их структуру. Поэтому синтетические масла не рекомендуются для ДВС с большим пробегом;
  3. Полусинтетика. Самым оптимальным вариантом смазочных материалов для машин общего назначения стала разработка смазки на минеральной основе с добавлением синтетических присадок для улучшения показателей вязкости при различных температурах. В итоге получилась золотая середина между минералкой и синтетикой не только по эксплуатационным качествам, но и по стоимости.

Исходя из изложенных фактов, можно представить ориентировочно, как правильно выбирать моторное масло для своей машины.

Классификация

Чтобы точно определить подходящую смазку для ДВС без использования вин кода конкретного автомобиля нужно разбираться в классификации, которую производители пишут на таре для масла. Она одинакова у всех производителей смазочных материалов, потому что признана, согласованна на международном уровне и принята всеми компаниями, занятыми выпуском ГСМ. Есть и другие системы классификации, но, как правило, они дублируются с общепринятыми системами SAE и API, потому что маркировка масла на канистрах масла состоит из двух частей:

  • Первая определяет тип двигателя – эта классификация по API (Американского института нефти) была предложена в далеком 1947 году. Она характеризует пригодность масла для эксплуатации в разных типах двигателей. Обозначение API S/C говорит, что смазка предназначена для легковых автомобилей. В случаях, когда на канистре написано API C, то это обозначает принадлежность ГСМ только для дизельных грузовых ТС. То есть, если стоит буква «S», то это масло предназначено для бензиновых двигателей с турбинами, а буква «С» обозначает смазку для дизельных машин.
    Классификация API, SAE
    Классификация моторных масел по API, SAE
  • Классификация моторных масел по вязкости (SAE) указывает на температурные пределы, в которых моторная смазка сохраняет эксплуатационные свойства. Для отечественных условий эксплуатации самым популярным считается полусинтетика по SAE 15W40. Такое сочетание свидетельствует про всесезонный характер ГСМ. Для летнего масла характерно обозначение типа SAE 30, а для зимнего SAE 5W. Буква «W» означает, что смазочный материал пригоден для эксплуатации в зимний период. Индекс перед буквой означает вязкость при отрицательных температурах, чем он ниже, тем лучше ДВС работает при низких отрицательных температурах – легкий запуск в лютый мороз, стабильная работа во всех диапазонах оборотов двигателя, начиная с холостого хода, заканчивая оборотами в районе красной зоны на тахометре. После буквы «W» стоит индекс вязкости смазочного материала при высоких температурах, чем он выше, тем текучей масло. Следовательно, меньше вероятность перегрева мотора при высоких температурах.
Читайте также:  Турбированный дизельный двигатель: особенности выбора масла

Учитывая показатели классификации можно определить, подходящую смазку для ДВС, но лучше подбирать масло по марке автомобиля или по vin машины.

Срок службы двигателямотор

В ГСМ используются различные присадки для улучшения скольжения, стекания, моющих качеств. Они по-разному взаимодействуют с различными металлами и резино-техническими изделиями (РТИ). Кроме этого эксплуатационные свойства присадок зависят от температурных режимов. Разработчики моторных масел для высокофорсированного двигателя стараются создать смазку, которая не теряет своих эксплуатационных качеств в самых суровых условиях – при высоких оборотах, температурах, попадании пыли, грязи внутрь двигателя вместе с воздухом, продуктами сгорания топлива. А для низкооборотистых двигателей нужны другие присадки, обеспечивающие стабильную работу машины в условиях высоких нагрузок при малых оборотах.

При создании моторов для разных транспортных средств ТС инженеры-конструкторы, учитывая отличия в требованиях, предъявляемых к автомобилям, используют конструкционные материалы, которые лучше подходят под характеристики, разрабатывемого ДВС. Сейчас активно используется алюминий и его сплавы, сталь, нередко встречаются чугунные, пластиковые, резиновые и многие другие элементы в конструкции всего двигателя и отдельных деталей. Поэтому важно учитывать процессы взаимодействия присадок и материалов до того, как выбрать масло для двигателя, чтобы не получился преждевременный износ каких-либо элементов. Ведь это может привести к поломке всего агрегата в целом.

Условия эксплуатации

Важно учитывать при выборе ГСМ в каких погодных условиях будет эксплуатироваться ТС, потому что в жарко климате использование масел с высокой вязкостью грозит перегревом, а в регионах с низкими температурами наоборот – низкая вязкость может привести к промерзанию. Оба случая угрожают серьезными неприятностями для мотора и кошелька автовладельца.

Обращайте внимание на состояние окружающей среды, потому что содержание воздуха, так же влияет на эксплуатационные качества и технические характеристики машины. Если вокруг много пыли, взвешенных мелких частиц, песка, то в скором времени всё это окажется внутри ДВС и смешается с маслом. При высокой концентрации твердых частиц смазка не только утрачивает свои свойства, но и наносит повреждения на стенки цилиндров и поверхности поршней в виде царапин и сколов. Это приводит к снижению компрессии в камере сгорания, и как следствие – потеря мощности, увеличение расхода топлива. Поэтому обращайтесь к специалистам, чтобы подобрать масло для автомобиля с учетом года выпуска, территории эксплуатации и технических характеристик ДВС.

Ссылка на основную публикацию