Информация для обладателей машин, работающих на дизтопливе

Дизель требует правильной смазки, только она обеспечит заявленную производителем мощность машины. При выборе важно учитывать особенности работы агрегата. Дизельное масло выполняет сразу две функции: снижает трение деталей и очищает их от нагара. Дизельное маслоРазные марки рассчитаны на определенный диапазон рабочих температур, выше которых смазка становится слишком жидкой, скатывается с деталей. При низких температурах она густеет, толщина обволакивающей пленки увеличивается, в ней создается внутреннее трение.

Под тип дизеля выбирают разновидность основы: минеральную, синтетическую, полусинтетики. У каждой есть свои особенности и недостатки. Новичкам бывает сложно определиться с выбором, они не умеют ориентироваться в символах, указанных на канистре. Нужно разбираться в маркировке при покупке.

Особенности эксплуатацииЗамена масла в дизеле

Владельцам машин с дизелем чаще приходится менять смазку. Это связано с особенностями двигателя:

  • воспламенение топливной смеси происходит не от свечей, а в камере сгорания при впрыске, топливо полностью не сгорает;
  • из-за обедненности топливновоздушной смеси возрастает тепловая нагрузка;
  • сажа оседает на поверхности деталей, увеличивая износ поверхности;
  • из-за высокой компрессии (прорыве газов в картер) детали быстрее сшиваются, появляется люфт;
  • топливо содержит много серы, образующей кислотные соединения.

Моторные масла для дизельных двигателей должны:

  1. хорошо растворять сажистые отложения;
  2. снижать кислотность (содержит раскислитель TBN);
  3. образовывать плотную пленку на деталях.

Очевидна прямая зависимость между качеством смазочной жидкости и безремонтным пробегом машины. От смазки зависит срок службы любого ДВС, для дизельного двигателя это особенно актуально. При неправильном выборе температурного диапазона, несоответствии параметров типу двигателя, при несоблюдении срока его замены возрастут расходы на эксплуатацию, ремонт. Важно помнить, что для дизельного двигателя не подходит смазка, предназначенная бензиновых ДВС. Турбинные двигатели самые капризные, им требуются оптимальные характеристики.

Разбираемся в маркировке

Смазочные жидкости классифицируют по международным системам:

  • SAE – это цифровые символы, разделенные «W», по ним определяют диапазон рабочих температур;
  • API – стандарт соответствие классу двигателей, году выпуска.
  • ACEA – обозначают экономичность топлива при работе на данном виде смазки, она маркируется НТ/НS.

Классификация дизельных масел по виду основы подразумевает три категории:

  1. минеральная получается путем переработки нефтепродуктов, наиболее вязкая;
  2. синтетическая – продукт синтеза углеводородов, отличается высокой чистотой (совсем не содержит «длинных» молекул), хорошей текучестью, образует прочную пленку;
  3. полусинтетика – к этому разряду относят крекинговое масло (продукт гидролизной переработки нефтепродуктов) и смеси минеральной и синтетической основы (пропорции варьируются).

Теперь подробнее о каждой международной классификации.

SAE: подбираем масло пол климат

Международная классификация, предложенная Society of Automotive Engineers, определяет класс вязкости смазочных жидкостей. «W» сокращение английского слова winter (зима). Маркировка определяет нижние границы вязкости. Частая ошибка новичков – путают цифровой показатель с температурой. Что означают цифры:

  • 0 W – самое зимнее масло, сохраняет вязкость до -35°С;
  • 5W – не увеличивает силу трения деталей при температуре воздуха до -25°С, применяется в условиях Урала, Сибири;
  • 10W – для средней полосы России, где не бывает сильных морозов, температурная граница – -20°С;
  • 15W соответствует температуре, способно работать при -15°С;
  • 20W – для теплых климатических зон, ниже -10°С замерзнет – станет вязким, будет увеличивать силу трения.

Если на маркировке нет W, масло летнее, его заливают в двигатель только при плюсовых температурах. Чаще встречаются универсальные смазки, у которых двойная маркировка: до и после W. Верхние показатели по стандартуSAE нужны в жарких климатических зонах. При разогреве вязкость снижается, оно становится жидким, как вода, перестает выполнять защитную функцию – не образует пленку нужной толщины. Что означают цифры:

  • 30 соответствует температурной границе до +25°С, идеально подходит для климатических условий средней полосы, для южных регионов не пригодно;
  • 40 переносит жару до +40°С, сохраняет работоспособность;
  • 50 – удачный выбор для субтропиков, нагрев капота до +45 допустим;
  • 60 – с такой смазкой легко путешествовать по Африке, она не будет скатываться с деталей при + 50°С.

Маркировка SAE ставится на канистрах всех видов масел: синтетическом, полусинтетическом и минеральном. Одного этого показателя при выборе марок масел для дизельных двигателейнедостаточно. Универсальное выбирают по плотности, измеряется она ареометром. Это расчетный показатель, отношение веса к объему. У отработанного, изменившего цвет из-за сажистых включений, от некачественных присадок плотность повышается. Стандартная величина – 0,865 кг/л (марки 5W 30, 10W 30, 10W 40). Чуть плотнее 5W40 (0,867 кг/л), 20W50 кг/л (0,872 кг/л). Самый высокий показатель плотности у 15W40 (0,910 кг/л).

API: для каждого двигателя свои буквы

Основной символ маркировки, на который нужно обращать внимание при покупке:

  • C – принадлежность к дизельным двигателям;
  • S – масло для бензиновых ДВС.

Классификация предложена институтом нефти США для оценки эксплуатационных характеристик моторов:

  • год выпуска;
  • количество тактов в двигателе;
  • наличие наддува;
  • требование к токсичности выхлопных газов.

Возможные маркировки

Для машин до 1961-го года выпуска:

  • СВ – обладает хорошими раскислительными свойствами (предназначен для дизтоплива с высоким содержанием серы), считается низкокачественным;

Для авто, эксплуатируемых в тяжелых условиях:

  • СС – год выпуска от 1962 года до 1983-го;
  • СD – до 1990 г, масло с раскислителями;

Смазки турбинных двигателей:

  • СЕ – для выпущенных после 1990 года;
  • СF – после 1994-го;
  • СF-4 – современных без наддува;
  • CI-4 – современных с EGR-клапаном;

Экологичные смазки, рассчитанные для двигателей, выпущенных после 1998 года, соответствующих международным стандартам токсичности:

  • CH-4 – стандартные;
  • CI-4 plus – улучшенные.

Если рассматривать градацию показателей по английскому алфавиту, чем дальше от буквы А, тем качественнее масло для дизеля, имеет высокое щелочное число (TBN).

Универсальные смазки маркируются двумя символами S и C:

  • SJ/CF используют в дизельных двигателях за неимением другого масла, но оно больше подходит для бензиновых ДВС, у него содержание раскисляющих компонентов ниже;
  • CF/SJ можно заливать смело, оно предпочтительнее для дизеля.
  • При использовании универсальных масел сроки замены лучше сократить.

ACEA – классы сбережения топлива

Учитывает вязкость масла при максимальном разогреве в процессе эксплуатации и высокой скорости сдвига. В последней редакции классификации, предложенной ассоциацией автопроизводителей Европы, учитываются особенности двигателей:

  • А – смазка пригодна только для бензиновых ДВС;
  • В – дизелей;
Читайте также:  Подбор моторного масла на летний период времени

С – для тех и других, соответствующих уровню Euro-4 (оснащенных системой катализаторов и фильтрами, очищающими масло от вязких сажистых отложений);

  • Е – категория смазки для тяжелых легковых автомобилей, дизельные масла для грузовиков.

Степень энергосбережения масла моторного для дизеля градируется по пяти позициям:

  • В1 – смазки ограниченного спектра действия, только для легких автомашин;\
  • ВЗ – всесезонные жидкости для легких машин большой мощности, эксплуатируемых в условиях городской среды;
  • В4 – применимы в моторах с прямым впрыском;
  • В5 – выдерживают большой временной интервал между сменой смазки;
  • С1 – для легких машин средней мощности;
  • С2, С3 – отличаются высокой стойкостью, значительно увеличивают срок службы масляных фильтров и катализаторов;
  • С4 – экономичные смазки для двигателей, работающих по стандартам Euro-4;
  • Е6 – масло совместимо только с качественным топливом, допустимое содержание серы – 0,0005%;
  • Е7 – характеризуется устойчивостью к изменению плотности во время эксплуатации, отлично сохраняет грузовые дизельные двигатели.

Класс АСЕА указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. При покупке смазочной жидкости важно, чтобы обозначения, маркировка на канистре совпадали с заявленными производителем показателями.

Советы для новичков

  1. Потемнение моторного масла для дизеля – норма, а не сигнал к замене. Ориентироваться нужно по плотности. Если она превышает первоначальную на 0,08–0,012, пора смазку сливать, заправлять новую.
  2. Показатели импортных жидкостей, указанные на маркировке, устанавливались экспериментальным путем. Анализировался процесс работы дизеля на дизельном топливе стандартов США. Отечественное по содержанию серы им не соответствует. Для сохранности дизеля смазку нужно менять раньше, чем заявлено производителем.
  3. Лучше заливать однородную смазку, на одинаковой основе. При смешивании минерального и синтетики (даже с одинаковой маркировкой) не исключено свертывание. В смазке образуются густые хлопья. Они могут повредить двигатель.
  4. Если под крышкой клапанов появился густой налет, надо прочистить топливную систему (для этого применяют промывочное масло), проверить качество смазочной жидкости, измерить его плотность.
  5. Менеджеры иногда предлагают приобрести присадки. Для качественных смесей они не нужны, их добавляют при производстве смазочных жидкостей.
  6. Важно следить, что заливают в двигатель при гарантийном обслуживании. Маркировка должна указываться в гарантийном талоне.
  7. При сложностях самостоятельного выбора смазки лучше обратиться в автосервис, а не менеджерам. На СТО порекомендуют, какое заливают в дизельный двигатель машин этого класса, года выпуска.
  8. Экономия при покупке масла неуместна. Важно выбирать качественное, проверенных производителей.
  9. Энергосберегающие смазки снижают расход топлива, но их заливают в двигатель, если это заявлено производителем.

Топ лучших смазочных жидкостей

По опросам в соцсетях были выбраны лучшие моторные масла для дизельных двигателей.

Синтетика

  • Mannol Elite – универсальное, с раскисляющими присадками, хорошо сочетаются с отечественным дизтопливом, не требует частой замены.
    Mannol Elite
    Mannol Elite
  • Premium – отечественное, производства Газпромнефть, соответствует международным стандартам качества, уверенно ведет себя при запуске;
    Premium
    Газпром Premium
  • Idemitsu Zepro Euro Spec – масло японской фирмы, значительно увеличивает безремонтный пробег, замену сажевого фильтра, создано по авторской технологии;
    Idemitsu Zepro Euro Spec
    Idemitsu Zepro Euro Spec

Полусинтетика

Evolution 700 STI – создано французами по технологии ELF, идеально для тяжелых легковых автомобилей и грузовых машин, оснащенных ДВС с прямым впрыском, при низких температурах запуск может затрудняться;

Evolution 700 STI
Evolution 700 STI

MOBIL Ultra – жидкость финских производителей, содержит современные присадки, обеспечивающие длительное использование, снижает расход топлива;

MOBIL Ultra
MOBIL Ultra

ROLF Dynamic Diesel – немецкое качество и технология, российское производство, выпускается для всех классов автомобилей, обеспечивает легкий запуск.

ROLF Dynamic Diesel
ROLF Dynamic Diesel

Минеральное масло

ЛУКОЙЛ Стандарт SF/CC – хороший выбор для иномарок с большим пробегом, обкатки дизеля после капремонта, содержит современные присадки;

ЛУКОЙЛ Стандарт SF/CC
ЛУКОЙЛ Стандарт SF/CC

MOBIL Delvac MX – американские производители разработали универсальную смазку, совместимую с топливом, высокое содержание серы компенсируют антиокислители, низкий расход, хорошие эксплуатационные характеристики;

MOBIL Delvac MX
MOBIL Delvac MX

LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf – немецкая разработка, бельгийское производство, выпускается для всех классов машин, при щадящем режиме работы ДВС срок замены значительно увеличивается.

LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf
LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf

В число лучших смазочных жидкостей также входят:

ZIC 5000 – полусинтетическое, адаптированное к российскому топливу с повышенным содержанием серы;

ZIC 5000
ZIC 5000

Castrol MAGNATEC – универсальная синтетика, снижает расход дизтоплива, надежно при эксплуатации машины в условиях городской среды;

Castrol MAGNATEC
Castrol MAGNATEC

Роснефть Maximum – полусинтетика с международной маркировкой SL/CF, отличается хорошим качеством используемых присадок;

Роснефть Maximum
Роснефть Maximum

Shell Helix Diese lHX7 – полусинтетика, выпускается по технологии Shell для всех классов автомобилей, содержит моющие присадки;

Shell Helix Diese lHX7
Shell Helix Diese lHX7

Lukoil Genesis Armortech – универсальная синтетика, соответствующая международной классификации, содержит качественные присадки, снижает расход топлива.

Lukoil Genesis Armortech
Lukoil Genesis Armortech

Производители представляют широкую линейку для разных климатических зон, с разной степенью изменения вязкости при нагреве и охлаждении.

Как отличить качественный продукт от фальсификата

Недобросовестные производители чаще подделывают популярные марки смазочных жидкостей. Крупные торговые центры торгуют качественной продукцией, но иногда приходится прибегать к услугам заправочных станций, покупать масло на СТО. На что нужно обращать внимание:

Старайтесь всегда приобретать масла в специалеизированных магазинах
  1. Вязкость, консистенция качественного продукта сопоставима с растительным маслом, в густом содержится меньше присадок, в жидком мало загустителя. У холодного масла вязкость выше. Но при разогреве двигателя фальсификат обнаружить легко. При его выявлении смазку лучше заменить, чтобы двигатель оставался в рабочем состоянии. Ремонт обойдется дороже.
  2. На канистре указывается дата и время изготовления жидкости, номер партии. Если данные совпадают с этикеткой, все в порядке. Расхождения – явный признак фальсификата. Этикетка переклеивается, а штамп производителя на канистре не подделать.
  3. Качество этикеток фальсификата обычно страдает. Краска размазывается под влажными пальцами. Фирменному лейблу такие манипуляции не страшны.
  4. Пробка у качественно масла не прокручивается, держится монолитно. Если уплотнитель нарушен или проворачивается по горлышку, будьте осторожны. Высокая вероятность фальсификации.
  5. При покупке чек лучше не выбрасывать. Перед заправкой двигателя маслянистость проверяется тактильно: пальцами достаточно растереть пару капель. Такую же операцию проводят после выстаивания жидкости в течение 10 минут. Если есть разнородные фракции, их становится видно.
  6. Цвет качественного масла желтый, с характерным янтарным оттенком. Темное масло должно вызывать подозрение. Это может быть профильтрованная отработка или минеральное масло низкого качества. Дизель от такой смазки начнет «чихать», способен выйти из строя.
  7. Некачественные присадки выявляются при растекании масла по бумаге, нужен формат не менее А4. После впитывания появились темные точки – сдавайте масло в магазин.

Выводы

Зная, как выбрать правильное масло для своей машины, автовладелец избавляется от хлопот с эксплуатацией. Дизель будет работать четко, детали не будут снашиваться. Не стоит ориентироваться на топовые смазки, лучше посмотреть, какие параметры заявлены производителем, по ним подбирать масло для дизельного двигателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector